Итоговая оценка курсовой работы зависит от множества факторов. Именно поэтому еще на стадии подготовки к ее написанию у студентов возникает большое количество вопросов, связанных со структурой и оформлением проекта. К тому же преподаватели при проверке в первую очередь обращают внимание на такие критерии, как актуальность выбранной темы, глубина изложенного материала, количество используемой литературы.
Основные требования к оформлению и содержанию изложены в методических рекомендациях учебного заведения, а также в положениях ГОСТ, в которых отражено, какую структуру должна иметь курсовая работа.
Элементы курсовой:
- Титульной лист.
- Содержание.
- Введение.
- Основная часть: главы, пункты.
- Заключение.
- Список литературы.
- Приложения.
Для успешного написания курсовой следуют ознакомится с особенностями оформления каждого из этих элементов.
Оформление титульного листа
Содержание
- 1 Оформление титульного листа
- 2 Содержание
- 3 Как писать оглавление в курсовой работе по ГОСТу
- 4 Как оформить оглавление с помощью MS Word
- 5 Введение
- 6 Основная часть: главы и разделы
- 7 Как правильно структурировать основную часть?
- 8 Как оформить основную часть?
- 9 Правила оформления заголовков
- 10 Оформление таблиц
- 11 Заключение
- 12 Оформление списка используемых источников
- 13 Оформление приложений
Оформление титульника должно соответствовать методическим рекомендациям кафедры. Но общие положения о внешнем виде титульного листа содержатся в межгосударственном стандарте ГОСТ 7.32-2017:
- В верхней строке страницы пишется министерство, которому подведомственен вуз, полное название учебного заведения, факультет, кафедра.
Выравнивание – по центру.
- Ниже – прописными буквами пишется «КУРСОВАЯ РАБОТА», под ней с новых строк строчными – дисциплина, тема.
- Выравнивание – по центру листа.
- Сведения об авторе и научном руководителе размещаются по правому краю. Начинаются со слов: «Выполнил», «Проверил».
- В нижней строке титульного указывается город и год выполнения курсовой. Например «Москва-2023».
Шрифт – Times New Roman, Размер -12 или 14 пт.
Важно!!! Хоть первая страница и учитывается при нумерации страницы, номер на ней не ставится.
Образец титульного листа можно скачать здесь
Содержание
Содержание важно оформлять в соответствии с государственным стандартом и методическими указаниями учебного заведения. Четкая структура позволяет преподавателю понять, насколько хорошо раскрыта тема, также она дает общее представление о проделанном исследовании.
В структуру содержания входят:
- Введение.
- Основная часть: разделы, параграфы.
- Заключение.
- Список источников.
- Приложения.
Как писать оглавление в курсовой работе по ГОСТу
Требования к оформлению содержания изложены в ГОСТ 7.32–2017:
- Оглавление размещается на второй странице. В верхней строке пишется «Содержание». Расположение – по центру.
- Далее прописными буквами с каждой новой строке: введение, разделы и пункты, список используемых источников, приложения.
Интервал – полуторный.
- После каждого элемента содержания ставится отточие и пишется номер страницы, на котором расположена глава или раздел.
- Нумерация начинается с цифры «2». В некоторых методичках учебных заведений может быть указано, что номер на странице не становится.
Шрифт: Times New Roman, размер шрифта -14 пт.
Допустимо использовать два наименования «Содержание» и «Оглавление», но лучше сверяться с методическими указаниями своего вуза.
Как оформить оглавление с помощью MS Word
Ручное оформление
Оглавление → Ручное оглавление.
В появившийся шаблон вписываются названия разделов курсовой.
Автоматическое оформление
- Перед формированием оглавления нужно проверить, правильно ли пронумерован документ.
- Наименования разделов должны быть оформлены с помощью Заголовков.
- После этого в ворде перейти в Оглавление → Автособираемое оглавление во вкладе Ссылки.
- Курсор при этом должен располагаться там, где начинается Содержание.
Самые частые ошибки при составлении содержания:
- На странице не проставлен номер.
- Не указаны приложения. Неправильный межстрочный интервал.Нарушена реальная нумерация страниц.
Скачать готовый пример содержания можно здесь
Введение
Введение раскрывает цели и задачи курсового проекта, ее актуальность, объект, предмет и методы исследования. Именно по нему преподаватель оценивает компетентность всего проведенного студентом исследования.
Для правильного написания введения методические указания вузов рекомендуют придерживаться следующего порядка:
1. Обосновать актуальности исследуемой проблемы – в чем заключается важность ее изучения, и какую пользу принесет изучение данной темы.
Пример:
Тема: «Анализ производственной и маркетинговой деятельности».
«Актуальность темы исследования связана со значительными изменения в теории и практике маркетинговой и производственной деятельности за последние два десятилетия».
2. Описание проблематики выбранной темы. Необходимо сформулировать вопрос, ответ на который хочет найти автор в своей исследовательской деятельности.
Пример:
Тема: «Защита земельный прав».
Проблематика: «Как улучшить систему урегулирования в вопросах защиты земельных прав?».
3. Цель. Должна отражать, какого результата хочет добиться автор, какую проблему хочет решить в процессе исследования.
Пример:
Тема: «Риск неопределенности и рынок страховых услуг в России».
Цель: «Выявление риска неопределённости на рынке страховых услуг».
4. Задачи. Задачи представляют собой этапы, ведущие к достижению поставленной цели. Начинаются со слов: «рассмотреть», «изучить», «исследовать» и т. п. От постановки задач также зависит дальнейшее содержание курсового проекта: глав, пунктов, поэтому задач не должно быть слишком много.
Пример:
Тема: «Коммерческая деятельность в торговых организациях».
Задачи:
- &Раскрыть роль и место розничной торговли в современных условиях.
- Изучить понятие и сущность коммерческой работы в розничной торговле.
- Определить особенности коммерческой работы в розничной торговой организации.
5. Объект и предмет исследования
Объект – это процесс, происходящий с предметов, в границах заданной темы исследования
Предмет – то, на что направлен данный процесс.
Пример:
- Тема: «Кредитные риски банка».
- «Объект — процесс управления банковскими рисками.
- Предмет – кредитные риски».
Хоть введение – это то, с чего начинается курсовой проект, иногда его пишут в последнюю очередь, когда уже есть основная часть и сделаны выводы о проделанной работе. Так проще сформулировать цель проведенного исследования.
Основная часть: главы и разделы
Основная часть расположена следом за введением и является самым массивным элементом курсовика. Она содержит в себе сведения об исследовании, которые автор получит при изучении разных источников, концепции и имеющиеся точки зрения по выбранной теме.
В процессе составления основной части автор решает те задачи, которые были поставлены для решения проблемы. В зависимости от них и формируется структура основной части: главы, разделы, параграфы. В целом от 3 до 5 глав.
Обычно главы делятся на теорию и практику в зависимости от направленности и особенностей изучаемой проблемы. В практических главах должны быть расписаны способы и техники исследования.
В наименованиях разделов запрещается дублирование темы, но они должны постепенно раскрывать ее. Наименование каждого раздела должны соответствовать их содержимому. Еще в период подготовки к написанию – поиска материалов и их сортировки, построению плана работы важно соблюдать логическую последовательность между всеми элементами курсовой.
Как правильно структурировать основную часть?
Весь собранный материал рекомендуется структурировать на трем главам:
Первая глава – теоретическая, в которой содержатся описания различных точек зрения авторов по исследуемой проблеме. Студенту нужно отразить сущность основных понятий, сравнить разные авторские подходы и дать им оценку. Первая глава представляет собой теоретическую основу, в ней могут содержаться ссылки, графические элементы, статистические данные.
Вторая глава – аналитическая. В ней проводится скрупулезный анализ изученного материала. Также она должна содержать рекомендации, направленные на объект исследования, какие факторы могли повлиять на развитие проблемы.
Третья глава – проектная. В ней описываются возможные методы и пути решения проблемы.
Данное разделение не является обязательным, так как структура работы зависит от заданной темы, направления и какой цели хочет достичь автор.
Как оформить основную часть?
Технические требования к оформлению основной части содержатся в ГОСТе и методических рекомендациях кафедры. А именно:
- Шрифт — Times New Roman, размер – 12 или 14 пт.
- Полуторный межстрочный интервал. Текст выравнивается по ширине страницы.
- Поля: сверху -2 см, снизу – 2 см, справа – 1,5, слева – 2,5 см.
- Абзацный отступ – 1,5.
- Для названий глав и пунктов – полужирный шрифт.
- Нумерация – с 2 страницы (с учетом титульного листа).
Правила оформления заголовков
Заголовки – введение, названия глав, заключение, список используемых источников пишутся строчными буквами и выравниваются по центру страницы.
Каждый элемент курсовой начинается с новой страницы. Пункты начинаются с отступа.
Название и следующий после него текст разделяют двойным интервалом. Названия, идущие после текста, отделяют тройным интервалом.
Оформление таблиц
Таблицы – наиболее просто способ для визуализации информации. Они идеально подходят как для расчетов, так и для классификации и сравнения. При создании таблиц нужно учитывать следующие параметры.
- Таблицы должны быть компактными.
- Шрифт -12 пт.
- Межстрочный интервал – одинарный.
- Если же таблица получается огромной, лучше перенести ее в Приложения.
Правила переноса таблицы. Если таблица не умещается на одном листе, ее можно перенести. На новой странице размещается шапка и пишется: «Продолжение таблицы №…».
Шрифт таблицы — Times New Roman.
Если таблица содержит большие числа, например число – 15 миллионов, пишется сокращенный вариант 15 млн.
Заключение
После написания основной части необходимо подвести итоги исследования и сделать выводы. Именно в заключительной части студент отвечает на те вопросы, которые были поставлены во введении.
Написание заключения можно начать со типовых фраз:
- «Подводя итоги исследовательской работы…»
- «Изучив материал и проведя анализ, мы пришли к выводу…»
- «Итак, мы рассмотрели…»
Объем этого раздела составляет 1–5 страниц. В нем описывается, какие задачи решил автор и каких целей он достигнул в своей работе, прописываются рекомендации и предложения.
Выводы можно сделать по всей курсовой, или отдельно по каждому ее разделу.
Примеры заключения к курсовой работе можно скачать ниже.
Оформление списка используемых источников
В библиографическом списке указываются все источники, которые принял автор при написании. Это могут быть учебники, пособия, научные статьи, стандарты, нормативно-правовые акты. При формировании списка важно придерживаться нескольким правилам:
- Источники формируются в алфавитном порядке, указываются все авторы. Правовые акты должны размещаться в следующей последовательности: Законы РФ, Указы Президента, Постановления Правительства, НПА министерств.
- Сначала пишут ФИО автора, потом название пособия.
- Первыми идут российские авторы, потом иностранные.
- Ссылки на интернет-ресурсы размещаются в конце.
- Должно быть не менее 20 источников.
Оформление приложений
Приложения размещаются в самом конце курсовой. Это могут быть схемы, таблицы, расчеты, графические материалы. Объем приложений может быть неограничен.
- Каждое из приложений размещается на отдельном листе.
- Вверху страницы пишется Приложение 1,2,3…
- В тексте важно не забывать указывать ссылки, заключенные в круглые скобки (Приложение 1).
Не хотите писать работу сами? Отправьте запрос в форме ниже и получите расчет стоимости:
Узнай стоимость своей работы