Введение – это первый раздел выпускной квалификационной работы, за исключением оформления, в котором отражаются суть проводимого исследования, его задачи и методы. Именно его в первую очередь вычитывают члены ГЭС, вместе с заключением.
В методических пособиях вузов четко прописано, какой алгоритм следует соблюдать при написании введения, а также предъявляет требования к его содержанию: какие компоненты должны в него входить и каким должен быть порядок их расположения. Обычно, структура введения включает в себя:
- Актуальность, проблема.
- Цели и задачи.
- Объект и предмет.
- Гипотеза.
- Степень разработанности.
- Методы исследования.
- Практическая значимость и новизна.
Объем этого раздела составляет не более 10% от всей ВКР и занимает от трех до пяти страниц.
Проблематика в дипломной работе
Содержание
Написание введения следует начать с формирования проблемы исследования. Она представляет собой сложный вопрос, ответ на который должен найти студент в процессе выполнения дипломной работы.
Чтобы правильно сформулировать проблематику, необходимо изучить множество научных трудов – учебников, пособий, научных статей. Это позволит понять, насколько глубоко изучена данная тема и что нового можно предложить в рамках этой темы. При написании проблемы необходимо учитывать несколько моментов:
- Проблематика должна быть сложной.
- Выявленная проблема не должна быть изучена кем-то другим.
- Проблему можно решить в процессе выполнения ВКР.
Для формулирования проблематики используются самые различные методики, среди которых можно выделить несколько простых рекомендаций:
- Наличие объемной теоретической базы – необходимо изучить всевозможные научные труды по исследуемой теме. Это могут быть научные статьи, журналы, доклады, диссертации, материалы с научных конференций, интернет-ресурсы.
- Консультация профессионалов – ученых, экспертов, преподавателей, практикующих специалистов, принимающих участие в конференциях.
- Консультация непосредственно с научным руководителем дипломного проекта.
Ознакомившись со всеми необходимыми материалами и получив консультации следует задать себе несколько вопросов:
- Понятна ли будет проблема?
- Будет ли она интересна?
- Достаточно ли теоретической и практической базы для ее изучения?
- Имеются ли пути ее решения?
Четкое соблюдение данного алгоритма позволит правильно сформулировать проблему.
Примеры: «Как должна выглядеть проблема во Введении»
Актуальность дипломной работы
Обоснование актуальности выбранной темы демонстрирует ее значимость и важность ее изучения.
При формулировании важно привести причины необходимости изучения выбранного направления и почему это направление интересно. Формулировка не должна быть слишком объемной – всего 2–3 абзаца. По факту она отвечает на вопрос: «Почему именно эта тема была выбрана мной для исследования?», этот же вопрос могут задать на защите диплома члены ГЭС.
Актуальность напрямую связана с проблематикой ВКР. Проблема становится актуальной по ряду причин:
- Она малоизучена.
- Для ее изучения необходимо применить все приобретенные теоретические знания и практические разработки – проведенные эксперименты, совершенные открытия, которые показывают, насколько высока потребность общества в решении этой проблемы.
Формируя актуальность, не нужно приводить терминологию, также не требуется рассмотрение киках-либо вопросов и раскрытие понятий – для этого предназначена основная часть выпускного проекта. Во введении нужно лишь отразить проблему и описать, в чем эта проблема заключается. Не допускается также использование оценочных суждений, оперировать нужно только точными фактами.
Несколько советов для правильного описания актуальности дипломной работы:
- Писать нужно, по существу, начиная с важного. Если тема уже была достаточно изучена, можно указать, что вы хотите рассмотреть ее в ином ключе.
- Дать описание причин, почему до этого момента эта сфера мало изучалась. Чаще всего этими причинами выступают высокие темпы развития экономики/науки/техники. Также можно описать, какие недостатки присутствовали в предыдущих научных трудах.
- Аргументировать практическую значимость проводимого исследования — как полученные результаты можно применить на практике.
Важно! Не стоит путать актуальность выпускной работы с ее новизной. Новизна отвечает за разработку инновационных подходов в ВКР, и не разъясняет ее проблематику.
Образец: "Как пишется актуальность в ВКР"
Степень изученности
Определяя степень изученности, дипломник описывает основные подходы, которые были разработаны по исследуемой проблеме. Степень разработанности должна отражать следующее:
- Как менялись взгляды на данную проблему на всем пути ее изучения?
- Насколько автор ВКР осведомлен о всех существующих наработках?
- Какие существуют противоречия между подходами разных авторов? (Ответ на этот вопрос отражает актуальность проблемы).
В целом этот раздел представляет собой обобщение предыдущих научных наработок по отношению к исследуемой теме.
Часто перед дипломником в момент описания степени изученности встает вопрос: «Каких авторов указывать и в каком количестве?». Обычно достаточно 10–12 авторов, которые внесли наибольший вклад в изучение проблемы, перечислять их лучше в хронологическом порядке, когда рассмотрение разных подходов происходит через призму времени. В российском практике используют три периода:
- Дореволюционный.
- Советский.
- Современный.
Описывая каждую работу, необходимо отразить следующие моменты:
- Какова концепция работы?
- Степень ее значимости для дипломной работы.
- Критика.
При этом не стоит делать акцент только на отечественных или на иностранных авторов – здесь важно соблюдать баланс.
В формулировании этого раздела студенту помогут следующие фразы – клише:
- «Наибольший вклад в решение данной проблемы внесли…»
- «Основоположниками данного научного подхода являются…»
- «Данная проблема была подробно описана в работах таких авторов, как…»
- «В последнее время данную проблему изучали такие ученые, как…»
Пример: "Как оформляется степень изученности"
Объект и предмет исследования
Объект и предмет исследования дипломной работы являются неотъемлемой частью ее введения наряду с описанием и конкретизацией направления. Они необходимы для правильной постановки цели и определения результата, которого желает достичь студент в своем выпускном проекте.
Объект представляет собой некое явление, свойство, характеристики которого выбрал автор для дальнейшего их изучения. Данное понятие необходимо для установления границ проекта, определения отрасли науки, в которую данный проект входит.
В качестве него может выступать:
- Направление науки (определенные учения, теории и т.п.).
- Различные научные методики.
- Социальные/правовые институты.
- Инновационные технологии.
- Предприятия.
- Экономические тенденции и т.д.
Основные характеристики:
- Целостность области исследования.
- Отсутствие и незавершенность изучения в данной области.
- Широкий диапазон для проведения экспериментов.
- Экспериментальная среда соответствует изучаемой научной области.
- Возможность реализовать теоретические и практические аспекты.
Во введении сначала пишут объект исследования, и только потом предмет. Это связано с тем, что предмет выделяют из объекта, который, в свою очередь, может иметь несколько предметов. Здесь дипломник должен определить, какой предмет наиболее точно подходит под тему ВКР.
Основные ошибки студентов:
- Неверное определение границ проекта.
- Излишняя масштабность научной области, не соответствующая изучаемой проблеме.
- Неправильно выбранное направление для изучения.
- Выявлено несколько объектов.
Предмет исследования предназначен для сужения выбранной научной области и установления четких границ проекта, а именно изучения характеристик, свойств и т.д. В случаях, когда предмет дипломной работы не позволяет сузить спектр ее проблематики, студент может сменить направление изучения.
Основные характеристики предмета:
- Его закономерная взаимосвязь с объектом.
- Выявление конкретной проблемы после глобального анализа.
- Субъективность.
- Возможность получения конечного результата после проведенного исследования.
- Предмет позволяет конкретизировать выбранное направление дипломной работы.
Как правильно выделить предмет?
Для этого необходимо пройти следующие шаги:
- Провести анализ научного направления.
- Провести анализ темы ВКР.
- Правильно поставить цель и задачи.
Для определения границ проекта важно задать следующие вопросы:
- Что необходимо изучить?
- Что нужно рассмотреть для достижения поставленной цели?
Важно! Объект многогранен, не зависим от точки зрения автора и присущ любой научной сфере. Предмет же субъективен, связан с объектом причинно-следственной связью и зависит от имеющихся знаний.
Основные ошибки студентов:
- Подмена предмета с объектом.
- Область предмета исследования шире области объекта.
- Отсутствие логической целостности.
- Отсутствие системности.
- Тавтология – предмет повторяет объект или название ВКР.
Примеры оформления объекта и предмета
Гипотеза дипломной работы
Гипотеза представляет собой конечный результат выполненной ВКР, который требует теоретического и практического доказывания. Выдвигая гипотезу, студент собирает необходимую материальную базу, структурирует ее и формирует пути исследования.
Чтобы правильно сформулировать гипотезу, необходимо пройти несколько этапов ее создания:
- Подбор фактов – изучение необходимой литературы для создания доказательной базы. Если в изучаемых источниках присутствуют «пробелы», в гипотезе на этом ставится акцент.
- Создание гипотезы – при этом нужно учитывать существующие пути решения изучаемой проблемы. Для этого лучше отложить ее написание до того момента, как будет сформирована теоретическая и практическая составляющая дипломного проекта.
- Выдвижение гипотезы – ее доказательство или опровержение.
- Формулирование выводов – составление резюме о проверенной гипотезе – ее применимость и роль для реализации поставленной цели.
Какими признаками должна обладать правильно составленная гипотеза:
- Она играет немаловажную познавательную роль в изучении проблематики проекта.
- В ней отсутствуют расплывчатые формулировки.
- Присутствует материально-практическая база, с помощью которой гипотезу можно доказать или опровергнуть.
- Она напрямую связана с объектом и предметом.
При написании гипотезы используются краткие формулировки, с помощью которых в ней отражаются желаемые результаты и определяется направление выполняемой ВКР.
Гипотеза описывается только после определения предмета – это поможет грамотно сформировать цель и задачи исследования.
Основные ошибки:
- Гипотезу нельзя проверить с помощью теоретических и эмпирических методов.
- В ней присутствует спорные понятия, не связанные с ВКР.
- Она не несет в себе научную и практическую ценность.
- Гипотеза не связана с проблематикой выбранной темы.
Примеры: "Как пишется гипотеза"
Цель и задачи дипломной работы
Целью исследования является прогнозируемый результат, которого желает достичь автор в своей выпускной работе. Она может быть двух видов: теоретической или практической.
- Теоретическая. Она демонстрирует научную значимость, дает возможность применять полученный результат на практике.
- Практическая. Разработки, полученные в результате ее достижения, должны удовлетворять производственные потребности.
Если же выбранная для изучения сфера подразумевает и практическую и теоретическую цели, например, если диплом носит прикладной характер, необходимо выбрать только одну.
При определении конечного результата выпускного научно-исследовательского труда могут возникать ошибки. Вот основные из них:
- отсутствие связи между целью и названием ВКР.
- неправильное определение практических потребностей ожидаемого результата.
- нечеткая формулировка.
- отсутствие соотношения ожидаемого результата и изучаемой проблемы.
Цель напрямую связана с темой работы, ее проблематикой и актуальностью, именно поэтому ее ставят только после того, как будут прописаны данные разделы.
Как правильно поставить цель?
Цель, является конечным результатом исследовательской работы и может представлять собой:
- Изучение конкретной проблемы, явления или области.
- Разработка системного подхода для какой-либо области.
- Доказательство/опровержение какой-либо теории/утверждения/мнения.
Поставленная цель должна соответствовать теме ВКР и раскрывать ее. Описывать ее нужно кратно с использованием четких формулировок.
Глаголы для постановки цели:
- Доказать
- Изучить;
- Обобщить
- Обосновать;
- Определить
- Освоить
- Провести анализ;
- Разрабатывать;
- Установить.
Основные ошибки студентов:
- Отсутствие взаимосвязи между наименованием выпускной квалификационной работой и целью исследования.
- Отсутствие четкой формулировки.
- Отсутствие связи между целью и объектом.
- Цель исследования не связана с проблематикой.
Задачи дипломной работы
Чтобы достичь поставленной цели, студенту необходимо пройти несколько этапов, представляющих собой план написания диплома. Пункты этого плана и являются задачами исследовательской работы. Во введении они прописываются в виде четкого перечисления действий в том порядке, в котором они будут решаться в процессе написания выпускного проекта – от них же зависит структура самой работы. Каждая глаза и раздел раскрывает ту или иную задачу.
Понять, правильно ли поставлены задачи, помогут данные критерии:
- Задачи должны привести к достижению цели.
- Не должно быть подмены задач методами исследования.
- Они должны отображать структуру ВКР.
- Они должны раскрывать цель, а не дублировать ее.
При формировании задач помогут следующие слова:
- Выяснить
- Описать
- Проанализировать
- Систематизировать
- Сформулировать
Цель и задачи являются наиболее важным элементом любой исследовательской работы, поскольку именно от них зависит успешность ее выполнения.
Шаблон оформленной цели и задач:
Методы исследования
Выполнение дипломного проекта не может быть осуществлено без правильного выбора методов научного исследования. Они представляет собой способы решения поставленных задач и достижения цели. Методы бывают как общенаучные, так и частные. И те и другие применяются в зависимости от специфики научной области.
Общие методы:
1. Теоретические
Анализ. Позволяет распределить изучаемый материал на отдельные составляющие и исследовать отдельно каждую его часть.
Синтез. Объединение разных частей исследуемой области в одно целое, воссоздание чего-то нового.
Моделирование. Перенос изучаемого предмета в созданную модель.
Классификация. Распределение, сопоставление информации.
Аналогия. Получение знаний о предмете на основании его сходства с другими предметами.
Системный подход. Изучение конкретных явлений путем выстраивания их в определенную систему.
Аксиоматический метод основан на аксиомах. Утверждение о существующем явлении вытекает на основании логического подхода, основанного на доказательствах.
Гипотетико-дедуктивный метод позволяет создать системы, которые связаны между собой дедукцией.
2. Эмпирические методы.
Наблюдение. Является самым элементарным способом познания, который базируется на чувствах и предметной деятельности. Данный метод дает преставление о существующих предметах, их свойствах и взаимосвязях.
Сравнение. Находит сходства и различия между несколькими явлениями.
Измерение дает сведения о величинах в их численном значении.
Эксперимент представляет собой вмешательство в происходящие явления. Воспроизводит некоторые их стороны в специально созданных для этого условиях.
Правильность выбора того или иного метода можно оценить по нескольким критериям:
- Методы должны быть взаимосвязаны между собой и соответствовать общей логике выпускного проекта.
- Методы должны быть научно обоснованными. Автор дипломной работы должен быть уверен, что их применение приведет к желаемому результату.
- Наконец, они должны соответствовать современным способам научного изыскания.
Примеры указания методов в ВКР
Новизна дипломной работы
Научная новизна дипломной работы зависит от сущности и характера выбранной темы ВКР, а также от ее направленности: теоретической или практической.
В теоретических дипломах новизна определяется тем, что нового можно внести в теоретическую базу по исследуемой проблеме. В практических – определяется результатом, полученным впервые и который дополняет существующие практические достижения.
Практическая значимость ВКР объясняет важность ее написания. Ее обоснование подразумевает определение результатов, которых необходимо достигнуть в процессе исследования.
Научная новизна и практическая значимость не всегда прописываются – их наличие зависит от специфики направления обучения и выбранной темы.
Пример: "Как описывается новизна и практическая значимости"