Введение в дипломной работе

Введение – это первый раздел выпускной квалификационной работы, за исключением оформления, в котором отражаются суть проводимого исследования, его задачи и методы. Именно его в первую очередь вычитывают члены ГЭС, вместе с заключением.

В методических пособиях вузов четко прописано, какой алгоритм следует соблюдать при написании введения, а также предъявляет требования к его содержанию: какие компоненты должны в него входить и каким должен быть порядок их расположения. Обычно, структура введения включает в себя:

  • Актуальность, проблема.
  • Цели и задачи.
  • Объект и предмет.
  • Гипотеза.
  • Степень разработанности.
  • Методы исследования.
  • Практическая значимость и новизна.

Объем этого раздела составляет не более 10% от всей ВКР и занимает от трех до пяти страниц.

Проблематика в дипломной работе

Написание введения следует начать с формирования проблемы исследования. Она представляет собой сложный вопрос, ответ на который должен найти студент в процессе выполнения дипломной работы.

Чтобы правильно сформулировать проблематику, необходимо изучить множество научных трудов – учебников, пособий, научных статей. Это позволит понять, насколько глубоко изучена данная тема и что нового можно предложить в рамках этой темы. При написании проблемы необходимо учитывать несколько моментов:

  1. Проблематика должна быть сложной.
  2. Выявленная проблема не должна быть изучена кем-то другим.
  3. Проблему можно решить в процессе выполнения ВКР.

Для формулирования проблематики используются самые различные методики, среди которых можно выделить несколько простых рекомендаций:

  1. Наличие объемной теоретической базы – необходимо изучить всевозможные научные труды по исследуемой теме. Это могут быть научные статьи, журналы, доклады, диссертации, материалы с научных конференций, интернет-ресурсы.
  2. Консультация профессионалов – ученых, экспертов, преподавателей, практикующих специалистов, принимающих участие в конференциях.
  3. Консультация непосредственно с научным руководителем дипломного проекта.

Ознакомившись со всеми необходимыми материалами и получив консультации следует задать себе несколько вопросов:

  1. Понятна ли будет проблема?
  2. Будет ли она интересна?
  3. Достаточно ли теоретической и практической базы для ее изучения?
  4. Имеются ли пути ее решения?

Четкое соблюдение данного алгоритма позволит правильно сформулировать проблему.

Примеры: «Как должна выглядеть проблема во Введении»

введение дипломной работы

Актуальность дипломной работы

Обоснование актуальности выбранной темы демонстрирует ее значимость и важность ее изучения.

При формулировании важно привести причины необходимости изучения выбранного направления и почему это направление интересно. Формулировка не должна быть слишком объемной – всего 2–3 абзаца. По факту она отвечает на вопрос: «Почему именно эта тема была выбрана мной для исследования?», этот же вопрос могут задать на защите диплома члены ГЭС.

Актуальность напрямую связана с проблематикой ВКР. Проблема становится актуальной по ряду причин:

  1. Она малоизучена.
  2. Для ее изучения необходимо применить все приобретенные теоретические знания и практические разработки – проведенные эксперименты, совершенные открытия, которые показывают, насколько высока потребность общества в решении этой проблемы.

Формируя актуальность, не нужно приводить терминологию, также не требуется рассмотрение киках-либо вопросов и раскрытие понятий – для этого предназначена основная часть выпускного проекта. Во введении нужно лишь отразить проблему и описать, в чем эта проблема заключается. Не допускается также использование оценочных суждений, оперировать нужно только точными фактами.

Несколько советов для правильного описания актуальности дипломной работы:

  1. Писать нужно, по существу, начиная с важного. Если тема уже была достаточно изучена, можно указать, что вы хотите рассмотреть ее в ином ключе.
  2. Дать описание причин, почему до этого момента эта сфера мало изучалась. Чаще всего этими причинами выступают высокие темпы развития экономики/науки/техники. Также можно описать, какие недостатки присутствовали в предыдущих научных трудах.
  3. Аргументировать практическую значимость проводимого исследования — как полученные результаты можно применить на практике.

Важно! Не стоит путать актуальность выпускной работы с ее новизной. Новизна отвечает за разработку инновационных подходов в ВКР, и не разъясняет ее проблематику.

Образец: "Как пишется актуальность в ВКР"

как написать введение к дипломной работе

Степень изученности

Определяя степень изученности, дипломник описывает основные подходы, которые были разработаны по исследуемой проблеме. Степень разработанности должна отражать следующее:

  1. Как менялись взгляды на данную проблему на всем пути ее изучения?
  2. Насколько автор ВКР осведомлен о всех существующих наработках?
  3. Какие существуют противоречия между подходами разных авторов? (Ответ на этот вопрос отражает актуальность проблемы).

В целом этот раздел представляет собой обобщение предыдущих научных наработок по отношению к исследуемой теме.

Часто перед дипломником в момент описания степени изученности встает вопрос: «Каких авторов указывать и в каком количестве?». Обычно достаточно 10–12 авторов, которые внесли наибольший вклад в изучение проблемы, перечислять их лучше в хронологическом порядке, когда рассмотрение разных подходов происходит через призму времени. В российском практике используют три периода:

  • Дореволюционный.
  • Советский.
  • Современный.

Описывая каждую работу, необходимо отразить следующие моменты:

  1. Какова концепция работы?
  2. Степень ее значимости для дипломной работы.
  3. Критика.

При этом не стоит делать акцент только на отечественных или на иностранных авторов – здесь важно соблюдать баланс.

В формулировании этого раздела студенту помогут следующие фразы – клише:

  • «Наибольший вклад в решение данной проблемы внесли…»
  • «Основоположниками данного научного подхода являются…»
  • «Данная проблема была подробно описана в работах таких авторов, как…»
  • «В последнее время данную проблему изучали такие ученые, как…»

Пример: "Как оформляется степень изученности"

введение в дипломной работе пример

Объект и предмет исследования

Объект и предмет исследования дипломной работы являются неотъемлемой частью ее введения наряду с описанием и конкретизацией направления. Они необходимы для правильной постановки цели и определения результата, которого желает достичь студент в своем выпускном проекте.

Объект представляет собой некое явление, свойство, характеристики которого выбрал автор для дальнейшего их изучения. Данное понятие необходимо для установления границ проекта, определения отрасли науки, в которую данный проект входит.

В качестве него может выступать:

  1. Направление науки (определенные учения, теории и т.п.).
  2. Различные научные методики.
  3. Социальные/правовые институты.
  4. Инновационные технологии.
  5. Предприятия.
  6. Экономические тенденции и т.д.

Основные характеристики:

  • Целостность области исследования.
  • Отсутствие и незавершенность изучения в данной области.
  • Широкий диапазон для проведения экспериментов.
  • Экспериментальная среда соответствует изучаемой научной области.
  • Возможность реализовать теоретические и практические аспекты.

Во введении сначала пишут объект исследования, и только потом предмет. Это связано с тем, что предмет выделяют из объекта, который, в свою очередь, может иметь несколько предметов. Здесь дипломник должен определить, какой предмет наиболее точно подходит под тему ВКР.

Основные ошибки студентов:

  1. Неверное определение границ проекта.
  2. Излишняя масштабность научной области, не соответствующая изучаемой проблеме.
  3. Неправильно выбранное направление для изучения.
  4. Выявлено несколько объектов.

Предмет исследования предназначен для сужения выбранной научной области и установления четких границ проекта, а именно изучения характеристик, свойств и т.д. В случаях, когда предмет дипломной работы не позволяет сузить спектр ее проблематики, студент может сменить направление изучения.

Основные характеристики предмета:

  • Его закономерная взаимосвязь с объектом.
  • Выявление конкретной проблемы после глобального анализа.
  • Субъективность.
  • Возможность получения конечного результата после проведенного исследования.
  • Предмет позволяет конкретизировать выбранное направление дипломной работы.

Как правильно выделить предмет?

Для этого необходимо пройти следующие шаги:

  1. Провести анализ научного направления.
  2. Провести анализ темы ВКР.
  3. Правильно поставить цель и задачи.

Для определения границ проекта важно задать следующие вопросы:

  1. Что необходимо изучить?
  2. Что нужно рассмотреть для достижения поставленной цели?

Важно! Объект многогранен, не зависим от точки зрения автора и присущ любой научной сфере. Предмет же субъективен, связан с объектом причинно-следственной связью и зависит от имеющихся знаний.

Основные ошибки студентов:

  1. Подмена предмета с объектом.
  2. Область предмета исследования шире области объекта.
  3. Отсутствие логической целостности.
  4. Отсутствие системности.
  5. Тавтология – предмет повторяет объект или название ВКР.

Примеры оформления объекта и предмета

как писать введение в дипломной работе

Гипотеза дипломной работы

Гипотеза представляет собой конечный результат выполненной ВКР, который требует теоретического и практического доказывания. Выдвигая гипотезу, студент собирает необходимую материальную базу, структурирует ее и формирует пути исследования.

Чтобы правильно сформулировать гипотезу, необходимо пройти несколько этапов ее создания:

  1. Подбор фактов – изучение необходимой литературы для создания доказательной базы. Если в изучаемых источниках присутствуют «пробелы», в гипотезе на этом ставится акцент.
  2. Создание гипотезы – при этом нужно учитывать существующие пути решения изучаемой проблемы. Для этого лучше отложить ее написание до того момента, как будет сформирована теоретическая и практическая составляющая дипломного проекта.
  3. Выдвижение гипотезы – ее доказательство или опровержение.
  4. Формулирование выводов – составление резюме о проверенной гипотезе – ее применимость и роль для реализации поставленной цели.

Какими признаками должна обладать правильно составленная гипотеза:

  1. Она играет немаловажную познавательную роль в изучении проблематики проекта.
  2. В ней отсутствуют расплывчатые формулировки.
  3. Присутствует материально-практическая база, с помощью которой гипотезу можно доказать или опровергнуть.
  4. Она напрямую связана с объектом и предметом.

При написании гипотезы используются краткие формулировки, с помощью которых в ней отражаются желаемые результаты и определяется направление выполняемой ВКР.

Гипотеза описывается только после определения предмета – это поможет грамотно сформировать цель и задачи исследования.

Основные ошибки:

  1. Гипотезу нельзя проверить с помощью теоретических и эмпирических методов.
  2. В ней присутствует спорные понятия, не связанные с ВКР.
  3. Она не несет в себе научную и практическую ценность.
  4. Гипотеза не связана с проблематикой выбранной темы.

Примеры: "Как пишется гипотеза"

Гипотеза в дипломной работе

Цель и задачи дипломной работы

Целью исследования является прогнозируемый результат, которого желает достичь автор в своей выпускной работе. Она может быть двух видов: теоретической или практической.

  1. Теоретическая. Она демонстрирует научную значимость, дает возможность применять полученный результат на практике.
  2. Практическая. Разработки, полученные в результате ее достижения, должны удовлетворять производственные потребности.

Если же выбранная для изучения сфера подразумевает и практическую и теоретическую цели, например, если диплом носит прикладной характер, необходимо выбрать только одну.

При определении конечного результата выпускного научно-исследовательского труда могут возникать ошибки. Вот основные из них:

  • отсутствие связи между целью и названием ВКР.
  • неправильное определение практических потребностей ожидаемого результата.
  • нечеткая формулировка.
  • отсутствие соотношения ожидаемого результата и изучаемой проблемы.

Цель напрямую связана с темой работы, ее проблематикой и актуальностью, именно поэтому ее ставят только после того, как будут прописаны данные разделы.

Как правильно поставить цель?

Цель, является конечным результатом исследовательской работы и может представлять собой:

  1. Изучение конкретной проблемы, явления или области.
  2. Разработка системного подхода для какой-либо области.
  3. Доказательство/опровержение какой-либо теории/утверждения/мнения.

Поставленная цель должна соответствовать теме ВКР и раскрывать ее. Описывать ее нужно кратно с использованием четких формулировок.

Глаголы для постановки цели:

  • Доказать
  • Изучить;
  • Обобщить
  • Обосновать;
  • Определить
  • Освоить
  • Провести анализ;
  • Разрабатывать;
  • Установить.

Основные ошибки студентов:

  1. Отсутствие взаимосвязи между наименованием выпускной квалификационной работой и целью исследования.
  2. Отсутствие четкой формулировки.
  3. Отсутствие связи между целью и объектом.
  4. Цель исследования не связана с проблематикой.

Задачи дипломной работы

Чтобы достичь поставленной цели, студенту необходимо пройти несколько этапов, представляющих собой план написания диплома. Пункты этого плана и являются задачами исследовательской работы. Во введении они прописываются в виде четкого перечисления действий в том порядке, в котором они будут решаться в процессе написания выпускного проекта – от них же зависит структура самой работы. Каждая глаза и раздел раскрывает ту или иную задачу.

Понять, правильно ли поставлены задачи, помогут данные критерии:

  1. Задачи должны привести к достижению цели.
  2. Не должно быть подмены задач методами исследования.
  3. Они должны отображать структуру ВКР.
  4. Они должны раскрывать цель, а не дублировать ее.

При формировании задач помогут следующие слова:

  • Выяснить
  • Описать
  • Проанализировать
  • Систематизировать
  • Сформулировать

Цель и задачи являются наиболее важным элементом любой исследовательской работы, поскольку именно от них зависит успешность ее выполнения.

Шаблон оформленной цели и задач:

цели и задач дипломной работы

Методы исследования

Выполнение дипломного проекта не может быть осуществлено без правильного выбора методов научного исследования. Они представляет собой способы решения поставленных задач и достижения цели. Методы бывают как общенаучные, так и частные. И те и другие применяются в зависимости от специфики научной области.

Общие методы:

1. Теоретические

Анализ. Позволяет распределить изучаемый материал на отдельные составляющие и исследовать отдельно каждую его часть.

Синтез. Объединение разных частей исследуемой области в одно целое, воссоздание чего-то нового.

Моделирование. Перенос изучаемого предмета в созданную модель.

Классификация. Распределение, сопоставление информации.

Аналогия. Получение знаний о предмете на основании его сходства с другими предметами.

Системный подход. Изучение конкретных явлений путем выстраивания их в определенную систему.

Аксиоматический метод основан на аксиомах. Утверждение о существующем явлении вытекает на основании логического подхода, основанного на доказательствах.

Гипотетико-дедуктивный метод позволяет создать системы, которые связаны между собой дедукцией.

2. Эмпирические методы.

Наблюдение. Является самым элементарным способом познания, который базируется на чувствах и предметной деятельности. Данный метод дает преставление о существующих предметах, их свойствах и взаимосвязях.

Сравнение. Находит сходства и различия между несколькими явлениями.

Измерение дает сведения о величинах в их численном значении.

Эксперимент представляет собой вмешательство в происходящие явления. Воспроизводит некоторые их стороны в специально созданных для этого условиях.

Правильность выбора того или иного метода можно оценить по нескольким критериям:

  1. Методы должны быть взаимосвязаны между собой и соответствовать общей логике выпускного проекта.
  2. Методы должны быть научно обоснованными. Автор дипломной работы должен быть уверен, что их применение приведет к желаемому результату.
  3. Наконец, они должны соответствовать современным способам научного изыскания.

Примеры указания методов в ВКР

Примеры указания методов в ВКР

Новизна дипломной работы

Научная новизна дипломной работы зависит от сущности и характера выбранной темы ВКР, а также от ее направленности: теоретической или практической.

В теоретических дипломах новизна определяется тем, что нового можно внести в теоретическую базу по исследуемой проблеме. В практических – определяется результатом, полученным впервые и который дополняет существующие практические достижения.

Практическая значимость ВКР объясняет важность ее написания. Ее обоснование подразумевает определение результатов, которых необходимо достигнуть в процессе исследования.

Научная новизна и практическая значимость не всегда прописываются – их наличие зависит от специфики направления обучения и выбранной темы.

Пример: "Как описывается новизна и практическая значимости"

Как описывается новизна и практическая значимости

Оставьте комментарий