Выбирая школу, родители в первую очередь интересуются уровнем предоставления знаний, профессионализмом преподавателей, компетентностью педагогического состава и общим средним баллом ЕГЭ.
Актуальный рейтинг лучших школ Санкт-Петербурга в таблице ниже.
Образовательные организации делятся на восемь типов:
- Государственная средняя общеобразовательная школа. Включает общую образовательную программу без глубокого изучения отдельных предметов и какой-либо специализации. В СОШ расписание занятий составлено так, чтобы ученики не переутомлялись. Но если отец с матерью хотят, чтобы ребенок лучше освоил гуманитарные или технические дисциплины, стоит рассмотреть другие варианты.
- Гимназия. Программа делает акцент на изучении гуманитарных предметов (история, иностранный язык — английский, французский, немецкий и тд., культурология), рассчитана на поступление выпускников в институт или университет.
- Лицей. Особое внимание уделяется точным наукам (математика, физика, информатика). Функционирует на основе технических колледжей и ВУЗов.
- С углубленным изучением конкретных предметов. Упор делается на изучении определенных дисциплин (лингвистических, физико-математических, химико-биологических, социально-гуманитарных).
- Центр образования — учреждение с несколькими ступенями обучения (ДДУ, СОШ, колледж, ВУЗ).
- Авторская школа. Обучение осуществляется по особой методике. (напр. Монтессори)
- Учреждения дополнительного образования. Музыкальные и спортивные школы.
- Коррекционные классы. Для детей с отклонениями физического и психического здоровья, а также детей с девиантным поведением.
Методика оценки и формирования рейтинга
Содержание
Рейтинг лучших школ Санкт-Петербурга составляется на основе Региональной системы по оценке качества образования (Спб РСОКО) и формируется по основе результатов ЕГЭ, олимпиад и освоения учащимися школьной программы. Это не только список, но еще и показатель достижений отдельного учреждения и его соответствия региональным образовательным требованиям.
Принципы рейтинга
- Первый принцип – оценка полученных знаний, а не условий обучения.
- Второй – качественный индекс, т.е. оценка зависит от успеваемости, а не от количества учащихся. Учебное заведение с небольшим числом учеников может готовить участников олимпиады только по одному-двум предметам.
- Третий – рейтинг работает как система поощрений. Например, за успехи учащихся на олимпиадах и ЕГЭ/ОГЭ рейтинг повышается, при отсутствии успехов понижение не предусмотрено.
Система уделяет внимание творческому развитию детей, например в международном конкурсе World Skills. Эта методика побуждает руководство учебных заведений проводить индивидуальную работу с учениками и раскрывать таланты. Благодаря этому, каждый новый участник конкурса будет удовлетворен учебным процессом и готов развиваться в выбранном им направлении, а школа тем времени получит дополнительные баллы.
Методология расчета
Рейтинг формируют шесть критериев:
- Качество образования. Зависит от результатов ЕГЭ и проведения диагностики по предметам.
- Условия, раскрывающие талант. Оценивается по итогам участия учеников в олимпиадах (Санкт – Петербургских и всероссийских). Вес этого критерия значительно выше, так как подготовка к олимпиаде требует больше сил и времени, чем к экзамену.
- Эффективность работы администрации, педагогов и руководства. Оценка компетентности педагогического состава, соблюдение требований ФГОС.
- Профилактика правонарушений. Критерий оценивается как поощрение. Если ученик, состоящий на учете в полиции, не совершает правонарушения за последний год, учебное заведение получает высокий балл.
- Спортивная жизнь. Победы школьных команд на городских и районных соревнованиях.
- Работа дошкольных отделений. Если родители после ДДУ переводят малыша в школу, относящуюся к этому ДДУ – это демонстрирует, насколько родители доверяют образовательной программе этого учреждения.
Топ-20 лучших петербургских школ по результатам ЕГЭ
Место в рейтинге | Балл ЕГЭ | Название образовательного учреждения | Район СПб |
1 | 85,08 | Лицей № 239 | Центральный |
2 | 82,11 | Лицей № 366 | Московский |
3 | 77,02 | Лицей № 393 | Кировский |
4 | 76,33 | Физ-мат лицей № 30 | Василеостровский |
5 | 75,68 | Школа № 617 | Приморский |
6 | 74,65 | Гимназия № 526 | Московский |
7 | 74,61 | Лицей № 470 | Калининский |
8 | 74,34 | Гимназия № 610 | Петроградский |
9 | 74,04 | Гимназия № 261 | Кировский |
10 | 73,83 | Гимназия № 116 | Приморский |
11 | 73,77 | Гимназия № 402 | Колпинский |
12 | 73,68 | Гимназия № 524 | Московский |
13 | 73,52 | Лицей № 64 | Приморский |
14 | 73,30 | Школа № 139 | Калининский |
15 | 73,21 | Лицей № 95 | Калининский |
16 | 73,12 | Академическая гимназия № 56 | Петроградский |
17 | 72,68 | Школа-интернат № 2 | Адмиралтейский |
18 | 72,47 | Лицей № 419 | Петродворцовый |
19 | 72,15 | Школа № 43 | Приморский |
20 | 71,88 | Школа № 619 | Калининский |
Лучшие школы Санкт-Петербурга на карте
Как выбрать школу
Специализация и уровень развития
Уже на подготовительных курсах у будущего ученика могут проявиться способности к определенным предметам. Будь то математика или иностранный язык. Некоторые папы и мамы начинают рассматривать профильные лицеи и гимназии, но стоит помнить, что у них очень строгие требования к поступающим. И если у малыша нет ярко выраженного таланта, то не стоит торопиться с профильными занятиями.
Учебная нагрузка
Некоторые учебные заведения создают такую нагрузку для первоклассников, какой нет даже в Вузах. Также предъявляются высокие требования при поступлении, что создает стрессовую ситуацию для малыша. Поэтому стоит подумать, не перетрудится ли ученик в первом классе, и не отразится ли это на его здоровье и настроении.
Обучение в классах с количеством 30 человек и более не может быть эффективным. Учитель просто не в состоянии уделить внимание каждому.
Расположение школы
Бывают ситуации, когда самая привлекательная учебная организация находится в другом конце города, а ездить туда с ребенком придется каждое утро на протяжении первых 3-5 лет. И если родителям так пригляделась школа, находящаяся далеко, стоит учитывать некоторые моменты, например поломку автомобиля или рабочий график родителей. Психологи утверждают, что долгие поездки сильно выматывают и школьника, и родителя. В вашем микрорайоне обязательно найдется хорошая школа и именно ее стоит рассмотреть в первую очередь.
Поступление
Подготовка
Каждая образовательная организация проводит подготовительные курсы перед началом учебного года. Обычно они начинаются в октябре и заканчиваются в апреле. Руководство считает приоритетными тех поступающих, которые посещали «подготовку». Они первые стоят в очереди на поступление, хотя по месту жительства могут относиться к другой школе. А наиболее выдающие ученики курсов автоматически освобождаются от собеседования. Подготовка к школе – это хороший шанс пройти адаптацию к учебе и будущим одноклассникам.
Порядок приема
Согласно законодательству, в начальную школу принимают детей от 6,5 лет. В первой очереди идут ученики, прикрепленные по месту проживания, а остальным могут отказать по причине отсутствия мест. Теперь стало понятно — собеседование не должно влиять на поступление. Прикрепленных принимают в обязательном порядке. А если поступил отказ по причине неудовлетворительного собеседования, нужно подать заявление в Комитет образования РФ. Собеседование проводится только для определения уровня подготовки будущего первоклассника. Правда есть второе основание для отказа. В лицей могут не взять детей со второй группой здоровья и ниже.
Заявления для приема принимаются с 1 апреля. Помимо заявления необходима копия документа о рождении, медицинская карта и копия паспорта матери или отца.
Собеседование
Это оценка подготовки учеников, проверка физических и интеллектуальных возможностей. Первое знакомство педагогического состава и ученика проводится в присутствии родителей. В комиссии принимают участие завуч, учитель, логопед и психолог. Малышу задают общие вопросы, например, «В каком городе живешь?», просят рассказать сказку или стишок. Психолог тем временем наблюдает за поведением ребенка. По результатам собеседования делаются выводы, какую работу следует проводить с ним в дальнейшем.
Школы Санкт-Петербурга, вошедшие в Топ-500 лучших школ России
- Президентский физико-математический лицей № 239
- Академическая гимназия имени Д.К. Фаддеева СПбГУ
- Санкт-Петербургский губернаторский физико-математический лицей № 30
- Академическая гимназия № 56 Санкт-Петербурга
- Вторая Санкт-Петербургская гимназия
- Гимназия № 526 Московского района
- Гимназия № 642 «Земля и Вселенная» Василеостровского района
- Гимназия № 155 Центрального района
- Гимназия № 171 Центрального района
- Гимназия № 610 Петроградского района
- Лицей № 533 «Образовательный комплекс „Малая Охта“» Красногвардейского района
- Лицей № 64 Приморского района
- Академический лицей «Физико-техническая школа» ФГБУ ВО «СПбНИ АУ РАН»
- Аничков лицей СПб ГДТЮ
- Гимназия № 528 Невского района
- Школа № 4 им. Жака-Ива Кусто Василеостровского района
- Школа № 605 Выборгского района
- Гимназия № 116 Приморского района
- Гимназия № 271 Красносельского района
- Гимназия № 52 Приморского района
- Школа № 222 «ПЕТРИШУЛЕ» Центрального района
- Гимназия № 652 Выборгского района
- Школа № 318 Фрунзенского района
- Школа № 332 Невского района
- Школа № 471 Выборгского района
- Гимназия № 24 им. И.А. Крылова Василеостровского района
- Гимназия № 402 Колпинского района
- Гимназия № 42 Приморского района
- Гимназия № 540 Приморского района
- Лицей № 150 Калининского района
- Лицей № 419 Петродворцового района
- Школа № 303 Фрунзенского района