До Дня знаний осталось чуть больше недели. Обеспокоенные родители и учителя задаются вопросом: будем ли переходить на дистанционное обучение?
Дети, в школу собирайтесь: оценка рисков
Для начала рассмотрим, насколько реальна опасность роста заболеваемости коронавирусом при традиционной форме обучения.
Дети, как и взрослые, могут быть распространителями вируса, но переносят болезнь иначе. Статистика заражений и летальных исходов от коронавируса среди детей ниже, чем у взрослых. Большинство из них переносят болезнь без осложнений. Это не значит, что вирус детей не берет и принимать защитные меры нет необходимости. Дети и подростки часто являются бессимптомными носителями COVID-19.
Инкубационный период у них, как и у взрослых, составляет 2 недели. Симптомы коронавирусной болезни у детей схожи с признаками других острых респираторных вирусных инфекций: высокая температура, вялость, реже — кашель. Для детей, заразившихся вирусом, характерны расстройства желудочно-кишечного тракта: диарея, тошнота, рвота.
Риск заражения дошкольников значительно ниже, чем детей школьного возраста. А вот что касается средних и старших классов, здесь риск возрастает, причем родители и остальные взрослые семьи подвергаются еще большей опасности, чем дети: ребенок может принести вирус домой.
Все понимают, что соблюдение социальной дистанции в школе — почти невозможно. Есть альтернативный вариант: проводить выборочное тестирование, минимизировать контакты каждого ученика и при проявлениях симптомов вируса изолировать школьника. Но для этого понадобятся большие организационные и финансовые затраты.
Что принято «в верхах»
Что будет 1 сентября? Неужели все мамы страны снова будут штудировать школьную программу дома со своими детьми? Этот вариант не отвергается, равно как и не подтверждается пока закон, обязующий школы вернуться к дистанционному обучению.
И родители, и учителя едины во мнении, что вероятность введения заочного обучения вполне реальна, поскольку расслабляться рано. Коронавирус продолжает настигать тысячи людей по всей стране ежедневно. В первой волне карантина было тяжело всем: и детям, привыкшим к занятиям в классе, и родителям, непривычным к тому, чтобы грызть гранит науки вместе со своими сыновьями и дочками, и педагогам, вынужденным осваивать современные способы обучения. И хотя родители надеются, что 1 сентября вздохнут спокойно, преподаватели готовятся к любому сценарию развития событий. По этому поводу продолжаются дискуссии. Таким образом, учебный 2020 год все еще под вопросом. Однако, стало известно, что некоторые высшие учебные заведения, просчитав уровень опасности, приняли решение остаться на удаленке.
Заручившись словами Президента России, можно быть уверенными в том, что полная замена консервативного обучения дистанционным нам не грозит. Это касается и школьников, и студентов по всей Российской Федерации.
На сегодняшний день подготовлен законопроект об экспериментальном переходе средних школ и вузов на заочный режим преподавания. В проекте указаны сроки перехода: с первого сентября 2020 года до конца 2022 года.
Также отмечается, что эксперимент проводится не по всей России, а только в четырнадцати субъектах: Алтайский край, Астраханская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Московская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Пермский край, Сахалинская область, Тюменская область, Челябинская область, Ямало-Ненецкий автономный округ.
Во второй части законопроекта, внесенного на обсуждение в Госдуму, говорится о том, что снабжение учеников компьютерами и интернетом должно происходить на государственном уровне. Преподавателей также должны обеспечить компьютерами с установленными программами для ведения заочного обучения.
Предполагается, что в остальных регионах РФ учебный год начнется как обычно, но при строгом соблюдении правил, установленных Роспотребнадзором.
Однозначно можно сказать, что линейка 1 сентября в этом году не состоится.
Мы ждем перемен
Реальное положение дел говорит о том, что школы 1 сентября все-таки откроют, но при соблюдении мер предосторожности.
Для учебных учреждений решено приобрести антисептики для рук, средства для дезинфекции поверхностей и помещений, а также рециркуляторы (устройства для обеззараживания воздуха).
Для минимизации контактов, занятия будут проводиться в разных классах. За каждым классом будет закреплен свой кабинет и разные классы не смогут меняться помещениями. При том, что за каждой группой будет закреплен постоянная отдельная комната, на урок химии, физики и, конечно, для занятий по физкультуре детям будет необходимо перейти в специально оборудованное помещение или в спортзал. Для снижения риска заражения коронавирусом, школьники в течение дня смогут общаться только с учениками из своего класса.
Наиболее опасные моменты, когда потоки дети волей-неволей пересекаются с другими потоками. Это время перед первым уроком, когда на ступеньках школы, в коридорах, на лестницах и в гардеробе образуется большая толпа. Этого возможно избежать, если начало занятий не будет совпадать по времени. Теперь у каждого класса будет свое время начала и окончания уроков. Планируется установить плавающий график занятий: отдельное расписание для каждой группы. В этом случае, сложнее всего придется многодетным родителям, которые могут опоздать на работу, вынужденные провожать к началу занятий каждого ребенка.
В большинстве школ будет установлен посменный режим обучения: первая, вторая и третья смены. По отзывам педагогов, «поломанное» расписание приведет к тому, что они будут вынуждены находиться в школе с раннего утра до позднего вечера.
Новое расписание с разделенными потоками детей и рассеянными по времени занятиями вынудит школы перейти на шестидневную форму обучения. Только при соблюдении такого режима будет возможно рассадить всех по отдельным классам.
Количество учеников в каждом классе не должно превышать 15 человек.
Под запретом все группы продленного дня и массовые мероприятия, подразумевающие контакты учащихся из разных классов. В то же время, настоятельно рекомендуется организовывать регулярный выход детей на свежий воздух для того, чтобы подышать и проветрить одежду в качестве профилактики от возможного оседания на ней частиц вируса.
Разбивание классов на более маленькие группы повысит нагрузку на учителей, что довольно проблематично, учитывая постоянную нехватку преподавателей. Для решения этой проблемы было предложено ввести дистанционное обучение по некоторым предметам. Предполагается, что это разгрузит не только преподавателей, но и сами школьные помещения.
- Преподавателям, как и ученикам, при входе в здание школы будут измерять температуру.
Если градусник покажет, что у ребенка больше 37,1°С, его должны будут изолировать, пока за ним не приедет кто-то из родителей или «Скорая». - Помимо ежедневной уборки с применением дезинфицирующих средств, раз в неделю в школах обязаны устраивать генеральную уборку.
- Одно из требований Роспотребнадзора для борьбы с пандемией — установка рециркуляторов воздуха в кабинетах. В некоторых учебных заведениях уже стали закупать ультрафиолетовые приборы для дезинфекции воздуха. Средства на обеззараживающее оборудование зачастую требуют с родителей. По этому поводу Единая Россия направила в Минпросвещения запрос с требованием перестать вымогать с родителей деньги на средства для борьбы с пандемией.
Напомним, что законопроект еще не одобрен, и предлагаемая система работы — это пока еще только эксперимент для учебных заведений. В случае, если с началом учебного года будет доказана несостоятельность этой схемы, предложенной Роспотребнадзором, учебный процесс будет проводиться дистанционно до устранения всех препятствий.
Ожидаемые трудности
Чиновники на всех уровнях власти признают, что оперативно увеличить штат педагогов во всех школах страны — это утопия. Родители тоже будут должны подстраиваться под новое расписание, при котором дети будут возвращаться домой в разное время: в какие-то дни —только поздно вечером, а иногда — в середине дня, когда родители на работе.
Не исключена вероятность того, что некоторые родители, которые в силу разных причин не смогут существовать по новому графику , самостоятельно начнут переводить своих детей на дистанционное и домашнее обучение, а традиционная школа останется в прошлом.
Председатель Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин считает, что в любом случае дети, скорее всего, уже не смогут в полной мере вернуться к той форме учебы, к которой мы все привыкли. Панин высказал мнение, что требования Роспотребнадзора к работе учебных заведений иногда противоречивы, а в некоторых регионах страны просто невыполнимы. Так, например, трудно представить, как можно организовать начало уроков в разное время, если во многих школах и так учатся в две или три смены. Эксперта убежден и в том, что организовать учебный процесс так, чтобы потоки детей не пересекались друг с другом на выходе из здания школы, практически невозможно.
Педагоги и эксперты в области образования надеются на то, что законодательные органы и Роспотребнадзор проявят гибкость и будут менять свои требования по мере того, как нововведения приживутся в учебных заведениях страны.