Отчет по практике – это завершающий этап стажировки. Он показывает, насколько студент овладел теоретическими знаниями и умеет применять их в реальной жизни. Оформление документа является еще одним испытанием для студента, поскольку здесь нужно проявить другие качества: усидчивость, терпение, кропотливость. Потому очень полезно знать, как правильно заполнять отчет по практике, его структуру и компоненты. Об этом и пойдет разговор дальше.
Требования к оформлению документа по практике
Содержание
- 1 Требования к оформлению документа по практике
- 2 Требования к внешнему виду отчета по практике
- 3 Структура отчета по практике
- 4 Оформление разделов и подразделов
- 5 Как оформлять отчет по учебной практике
- 6 Как оформлять отчет по производственной практике
- 7 Как оформлять отчет по преддипломной практике
- 8 Оригинальность текста и способы его повышения
Государственный общесоюзный стандарт (ГОСТ) содержит требования и нормы касательно правильного заполнения и написания подытоживающего стажировку документа. Соблюдение прописанных правил – это гарантия успешной защиты и положительной оценки за практику.
За время учебы студент проходит несколько видов практики: учебная, производственная, преддипломная. В процессе стажировки учащийся показывает степень усвоения материала, умение применять на практике полученные знания. Это отличная возможность познакомиться с профессией изнутри, а не только по учебникам и таблицам. Студент изучает деятельность предприятия, изучает внутренние процессы и его участие в них. В интернете предоставлено большое количество информации о том, как писать отчет, но его оформление также является важным, поскольку документ, не соответствующий принятым нормам и правилам, не будет принят даже к рассмотрению, а сразу возвращен на доработку.
Требования к внешнему виду отчета по практике
ГОСТ содержит следующие нормы оформления документа:
- Размер шрифта 14.
- Тип шрифта Times New Roman.
- Отступы: левый- 3см, правый- 2 см, верхний- 2 см, нижний -1.25см.
- Количество листов от 25 до 30.
- Интервал между строк 1.5.
- Должны быть сноски, цитаты, нумерация страниц, заголовки.
Для оформления сносок и заголовков используются специальные возможности Word.
Не следует забывать о требованиях, прописанных в методических указаниях ВУЗа. Здесь находятся важные уточнения по тому, как должен выглядеть отчет, что в нем должно быть. При необходимости можно проконсультироваться с руководителем практики и скорректировать документ.
Структура отчета по практике
Объем работы не должен быть меньше 15 страниц, поскольку это может говорить о неполноте документа, и небольше30 – 35 страниц, поскольку это может говорить о большом количестве воды и снижению информативности текста. На введение выделяется от 1 до 2 страниц.
В ГОСТ 7.32-2001 и 2.105-79 содержатся сведения о структуре отчета по практике:
- Титульный лист. Страница содержит сведения об учебном заведении, данные студента, руководителя от ВУЗа, сведения о типе практики.
- Задание на практику. Информация предоставляется преподавателем. Из документа студент берет для отчета цель практики и задачи.
- Дневник. Дополнительно здесь может еще присутствовать план. Это перечень мероприятий, которые должен пройти и прошел учащийся за период стажировки. Также прописывается, какие знания были получены, какой опыт приобретен.
- Отзывы по практике. Второе название – характеристика. Руководитель практики описывает студента с точки зрения работника: его личные, профессиональные и трудовые качества.
- Содержание.
- Введение. В разделе прописываются цели и задачи практики, актуальность темы на современно развитие общества, какие есть проблемы и пути их устранения.
- Основная часть. В зависимости от типа практики здесь может быть две части. Первая часть излагает теоретические данные поставленных задач и целей. Вторая часть рассказывает о практических решениях, предпринятых согласно теме стажировки. Как правило, обе части можно встретить в документе по производственной практике. Теоретическая присутствует в учебном типе стажировки.
- Заключение. Здесь прописываются итоги проведенного времени. Какие практические результаты были получены.
- Список использованной литературы.
- Приложения.
- Отчет о проценте уникальности работы.
Это основные разделы, которые должны присутствовать в любом документе, независимо от вида проходимой практики.
1, 3 и 4 разделы должны быть с печатью организации, где студент проходил стажировку. Что касается уникальности текста, то здесь требования разные:
- Для бакалавров — 50%;
- Для магистров — 70%.
Оформление разделов и подразделов
Кроме основных разделов, указанных выше, в отчете по практике должны присутствовать подразделы, помогающие распределить информацию по смыслу. Если возникает необходимость, то текст может дополняться пунктами и списками. Каждый раздел пишется на новом листе. Обязательно присутствует нумерация, выполненная арабскими цифрами.
Критерии оформления названий разделов:
- Размер шрифта 16;
- Типа шрифта Times New Roman;
- Прописные буквы;
- Текст краткий без переноса слов.
Правила написания заголовков подразделов:
- Размер шрифта 14, полужирный;
- Тип шрифта Times New Roman;
- Строчные буквы;
- Выравнивание по левому краю.;
- Текст краткий, без переноса слов.
Между заголовками разделов и подразделов должно быть не меньше 8 мм.
Как оформлять отчет по учебной практике
В этом виде работы есть свои нюансы, которые нужно знать, чтобы избежать ошибок.
Учебный тип стажировки предполагает два направления:
- Внутривузовская. В данном случае все происходит непосредственно в ВУЗе. Руководитель выдает студенту задание, ставит задачи и цели. Далее учащийся должен собрать как можно больше информации об изучаемой дисциплине. Для этого проводятся лекции, круглые столы. Собранные сведения станут основой для дипломной работы;
- Внешняя. Стажировка проходит на предприятии. Также выдается задание, согласно которому практикант должен изучить деятельность организации, сформулировать цели, задачи, поставить вопросы.
При оформлении отчета необходимо соблюдать параметры, прописанные в ГОСТ 2021-2022 и методических указаний самого учебного заведения. Важный нюанс касается основной части работы, в которой должны быть следующие разделы:
- Введение;
- Одна глава;
- Заключение.
В обязательном порядке следует описать деятельность организации, структуру, количество сотрудников, должностные обязанности, какие услуги оказывает или, какие товары производит.
Для написания заголовков используются прописные буквы. Текст выравнивается по центру. Нумерация в отчете начинается с первого листа, т.е. с титульного. Только цифра на первом листе не ставится. Все делается средствами Word. Для простановки нумерации необходимо на верхней панели выбрать «вставка», затем нажать на значок «номер станицы», «внизу страницы» и выбрать где будет ставиться цифра.
Оформление календарного плана имеет свои особенности. Содержание раздела распределяется в таблице, где находятся сведения о каждом дне стажировки: мероприятия и даты. Продолжительность практики месяц. Это значит, что в плане должно быть отражено 28 дней.
Как оформлять отчет по производственной практике
Только приступая к написанию документа, может показаться, что это практически невыполнимая задача, связанная с большим количеством сложностей и нюансов. Но, если внимательно ознакомиться с тонкостями, то текст уже не такой страшный и совсем не сложный.
Особенность производственной практики заключается в том, что студент проходит ее на предприятии и непосредственно участвует в трудовой деятельности и изучает технологию производства.
В этом типе отчета главным является дневник, где каждый день заносятся данные о том, что было изучено, какие задачи выполнены, результаты и выводы.
Дневник оформляется в виде таблицы, разделенной на колонки:
- Дата;
- Проведенная работа;
- Методы;
- Комментарии.
Количество колонок может меняться в зависимости от требований ВУЗа, о чем заранее следует проконсультироваться с преподавателем.
Образец оформления дневника и календарного плана
Частая ошибка при заполнении дневника – это оформление сносок. В последнее время популярными стали внутритекстовые ссылки, которые вписываются в квадратные скобки. Например, [15; 127], где:
- 15 – номер в списке использованной литературы;
- 127 – страница в книге или журнале, находящемся под номером 15.
Пример построчного списка
Этот вид сносок оформляется с помощью средств ворда. Для этого необходимо на верхней панели программы нажать на вкладку «Ссылки». В открывшемся панели найти «Вставить сноску». После этого программа в автоматическом режиме будет подставлять данные. Остается только заполнить список литературы.
Как оформлять отчет по преддипломной практике
Работа также имеет свои нюансы и для уменьшения проблем по ее оформлению, необходимо точно понимать, зачем она нужна и ее особенности.
Преддипломная практика проходит в период подготовки диплома. За время стажировки выпускник собирает материал, который войдет в состав его проекта. Потому так важно правильно оформить отчет, поскольку данная работа показывает насколько дипломник готов к защите.
Особое внимание здесь уделяется библиографическому списку. Название раздела пишется прописными буквами и размещается по центру строки. Возможно использование одного из вариантов заголовка:
- Библиографический список;
- Список литературы;
- Список используемой литературы.
Следует напомнить, что при составлении перечня необходимо соблюдать структуру:
- Нормативные акты и документы;
- Научная литература, монографии, учебники;
- Периодическая литература;
- Источники из интернета.
Пример правильного оформления списка
Внутри отчета по преддипломной практике можно вставлять таблицы, схемы, диаграммы, если они будут выступать в качестве наглядной демонстрации выводов и расчетов. Все остальные картинки, рисунки, таблицы и диаграммы выносятся в отдельный раздел «Приложения».
Под графическими материалами должны быть названия без точки в конце. Иллюстрации располагаются здесь же на странице. Таблица должна быть размещена так, чтобы полностью поместиться на листе. Нельзя разрывать таблицу или переносить 1-2 строки.
Оригинальность текста и способы его повышения
Этот момент очень важен, поскольку отчет будет принят на рассмотрение, если его уникальность составит не меньше 50%. Чтобы повысить оригинальность работы, достаточно владеть методом шингла. Любая программа, которая проверяет уникальность текста, работает с каждым 3 – 4 словом. Это значит, что достаточно вставлять в этот момент синоним, то результаты будут положительными и работа будет признана оригинальной.
Еще один способ – это использование больше синонимов. Даже скачанный текст можно сделать уникальным просто поменять слова на близкие по значению. Для ускорения процесса можно воспользоваться синонимайзером.
Следующий способ связана с использованием цитат в отчете. Как правило, проверяющие программы каждую цитату считает уникальной.
Ну и способ для тех, кто не хочет тратить время и силы на уникализацию своей работы – это обратиться к профессионалам. В интернете представлено большое количество предложений по данной услуге.