Любая научная работа всегда начинается с написания вводной части. После ее прочтения преподавателям и другим заинтересованным лицам становится понятно, о чем пойдет речь в основной части. Важную роль во введении играет определение сферы исследования: объекта и предмета курсовой работы. Кроме этих понятий необходимо описать актуальность изучения выбранной темы для современного мира, поставить цель и прописать задачи.
Студенты, столкнувшиеся с написанием научного труда впервые, слабо понимают о том, что необходимо написать в вводной части работы. Преподаватели не всегда уделяют много времени на объяснение этих важных моментов, а при проверке строго контролируют и отправляют переделывать отдельные части или всю курсовую полностью.
Для того, чтобы правильно найти и сформулировать объект и предмет, необходимо изучить характеристики и взаимосвязь этих понятий, а также ознакомиться с существующими примерами.
Объект в курсовой работе
Содержание
Чтобы лучше понять, о чем пойдет речь в этом разделе, обратимся к толковому словарю. В разных источниках мы найдем следующие трактовки того, что является объектом:
- Внешняя составляющая, на что направлена деятельность человека (словарь Ушакова);
- Предмет, состоящий в каких-либо отношениях с действием (словарь лингвистических терминов);
- Предмет, на который направлено какое-то действие (справочный коммерческий словарь);
- Философская категория, выражает то, что находится в непосредственном взаимодействии с субъектом в познании мира (энциклопедический словарь);
- Словарь Ожегова дает этому термину такое определение как «явления природы, материальные вещи».
Список можно продолжать дальше, но уже понятно, что это абстрактное понятие, формулировка, которая требует вдумчивого подхода и просто списать ее из интернета или книги не получится. Связано это с тем, что существует большое разнообразие тем для научного труда.
Объект исследования в курсовой – обширная проблема, которая будет рассматриваться в научном труде. Это многогранная величина, которая раскрывает предмет с нескольких сторон.
Предмет исследовательского труда
Предмет представляет собой составную, более узкую часть, позволяющую изучить его с разных точек зрения. Именно в отношении предмета проводится исследование с применением разных методов и способов, что обеспечивает достоверность результатов исследовательской работы.
Курсовой проект, в зависимости от дисциплины и темы исследования может содержать в себе несколько предметов. Задача автора – выявить конкретную проблему и подробно описать ее. Остальные стороны при этом, могут быть не затронуты.
Предмет исследования должен быть актуальным и значимым для современного мира. Актуальность – важный критерий, который учитывается при выставлении итоговой оценки преподавателем.
Для закрепления разберем несколько примеров. Рассмотрим, чем они отличаются:
Отличия понятий
Под объектом понимают более широкое понятие. Предмет же – это конкретика, о которой пойдет речь в студенческой работе. При этом одно понятие вытекает из другого, они взаимосвязаны и неотделимы друг от друга.
В рамках одного текста полное рассмотрение объекта невозможно. Качественное изучение и анализ возможны только с одной определенной грани. Предмет в этом случае выступает отдельно взятой стороной, которая будет рассмотрена в курсовой.
Приведем примеры:
Если возникнут затруднения с описанием критериев, то можно взять в библиотеке научные труды прошлых лет и почитать введение. Прочитайте, проанализируйте как взаимосвязаны темы курсовых, объекты и предметы исследования.
Как определить объект и предмет
Выбор сферы исследования напрямую зависит от темы и научной дисциплины. В качестве этого может выступать «человек» или «природа». Если это исследование в сфере экономики, упор стоит сделать на экономические процессы, отрасли, предприятия, темпы экономического роста и т.д.
Курсовая работа не предполагает изучение глобальных процессов, происходящих в определенной сфере. В этом заключается одно из ее отличий от диплома. Тема курсовой подразумевает более конкретное изучение проблемы. В качестве примера приведем такую тему по педагогике: «Динамика развития коллектива 2А класса школы №32 города ХХХ».
Тема достаточно конкретная, поэтому из нее можно выделить то, что нужно исследовать. В данной теме – это коллектив класса. В более узком понимании – классный руководитель, отдельный ученик, отличник или хулиган в классе.
Итак, чем понятнее изучаемая тема, тем проще найти в ней объект и предмет.
Типичные ошибки
Рассмотрим какие ошибки допускают студенты при написании введения:
- Путаница между объектом исследования и научной базой. Брать информацию из онлайн-источников, книг, монографий, с сайтов не запрещено. Это является базой для труда, которая указывается в списке литературы. Указывать их как объект исследования разрешено только в том случае, если в работе речь идет о конкретной книге или авторе.
- Предмет шире объекта – это грубая ошибка, из-за которой курсовую вернут на доработку. Объект можно сравнить с целой окружностью, а предмет – с ¼ частью фигуры. Также эти два понятия не должны повторять друг друга. При допущении такой грубой тавтологии преподаватель с большой вероятностью вернет работу для корректировки.
- Сначала по тексту пишем об объекте, потом о предмете. Между ними ничего не вставляем: актуальность, цели, задачи – соблюдаем структуру введения.
- Нет взаимосвязи между понятиями. Например, объект – архитектурные особенности строительства жилых домов на грунтах с близким залеганием подземных вод, предмет – организация станции водоочистки в частном доме.
Почему важно правильно определить объект и предмет курсовой
Правильно выделить объект и предмет исследования – это одно из умений, которое формируется во время обучения в высшем учебном заведении. Преподавателю достаточно прочесть введение, чтобы составить представление о навыках обучающегося.
По введению становится понятно насколько сформированы навыки:
- Выделения главной мысли в тексте;
- Описания сути исследования без ухода от тематики;
- Формулировки основных понятий.
Неверное выделение и формулировка этих понятий приведет к тому, что тематика курсовой не раскроется полностью. Недаром многие преподаватели сравнивают их с почвой. Это своего рода корни, из которых произрастает весь научный труд.
Студент может рассчитывать на отличную оценку только в том случае, когда его умения сформулировать объект и предмет отработаны на 100%. Писать курсовые по разным предметам и впоследствии дипломную работу при таких навыках будет гораздо проще.
Оформление
Требования к оформлению курсового проекта прописаны в ГОСТ 7.32–2017 и в методических рекомендациях учебного заведения.
- Шрифт — 14 кегль с интервалом 1,5.
- Описание каждого понятия начинается с нового абзаца.
- Допускается выделение жирным шрифтом значимых словосочетаний и отдельных слов.
- Избегайте использования просторечий. Текст должен быть строгим и с максимально конкретизированным.
- В одном предложении не должно быть больше 10–15 слов. Длинные сложные предложения разбейте на несколько коротких.
Лайфхаки для студентов
Эти простые рекомендации помогут студентам безошибочно выделить, сформулировать и описать объект и предмет исследования в своей курсовой работе.
- Выбирайте тему, которая нравится и понятна вам. Когда человек знаком с тем, что ему предстоит изучить, тогда и сам процесс написания исследовательской работы будет значительно проще.
- Повествование должны быть лаконичным и кратким, с максимальной конкретикой.
- В названии самой курсовой работы в большинстве случаев содержится объект исследования. Исключение составляют только слишком размытые и объемные темы. Если вы понимаете, что с формулировкой возникнут проблемы, то согласуйте с преподавателем замену темы.
- При выборе тем для исследования из списка преподавателя у вас сразу должно возникнуть представление, что именно вы будете изучать. Исключайте те темы, с которыми возникают трудности в формулировке сферы исследования.
- Перед написанием введения проговорите с преподавателем, что относится к объекту и предмету работы. Преподаватель направит вас на нужное русло или в открытую скажет, что прописывать в этих разделах. Так вы сэкономите время на корректировках.
Примеры
Приведем примеры по разным специальностям высших учебных заведений:
Тема курсовой работы |
Объект курсовой работы |
Предмет исследования |
Принципы работы электронной почты |
Электронная почта |
Принципы функционирования |
Средства массовой информации в интернете |
СМИ о политической ситуации в стране |
Влияние СМИ на формирование политических взглядов женщин-домохозяек в возрасте до 30 лет |
Организация здорового микроклимата в начальной школе |
Микроклимат в начальной школе |
Условия для формирования микроклимата в кабинете 2А |
Договор купли-продажи недвижимости |
Правоотношения сторон в рамках договорных обязательств |
Нормы гражданского права, регулирующие составление договора купли-продажи объекта |
Творчество И. А. Бунина |
Ранние произведения писателя |
Изучение восприятия рассказов писателя мужчинами и женщинами в возрастной группе 30-35 лет |
Женщина и ее права в исламской культуре |
Становление исламской культуры |
Права женщины в Пакистане в современное время |
Заключение
Написание курсовой работы – это сложный и ответственный шаг в обучении в ВУЗе, и от правильного определения основных понятий зависит успешность ее сдачи. Соблюдая все требования государственных стандартов, методических указаний, а также следуя советам из этой статьи, студент сможет правильно сформировать объект и предмет исследования и написать актуальную и содержательную работу.