Цели и задачи курсовой работы

Курсовая работа является полноценным научным трудом. Но подавляющее большинство студентов считают ее написание бессмысленной тратой времени и сил, ведь помимо этого есть еще масса дел, связанных с зачетами и экзаменами. Многие и вовсе откладывают выполнение курсовой до последнего. Но нельзя забывать, что написание рефератов, докладов и других трудов – это наилучший способ повторить освоенный материал, пополнить его изучением дополнительных источников, а также научиться грамотно излагать свои мысли.

Во время написания исследовательских работ у студента формируется логическое мышление, что в свою очередь улучшает умственные показатели. Для правильного структурирования и содержания курсовой крайне важно определить цели и этапы исследования.

Основной целью любого курсового проекта является развитие и совершенствование знаний и навыков, полученных в процессе обучения, формирование способности к анализированию информации, ее критическому осмыслению, формулированию выводов и самостоятельной организации работы.

Основными задачами при выполнении проекта выступают:

  • Обоснование актуальности выбранной темы, ее значения и ценности.
  • Составление плана выполнения проекта, последовательности этапов для решения проблемы.
  • Сбор материала для изучения.
  • Проведение исследования.
  • Сбор статистики по заданной теме для дальнейшего анализа.

Написание курсового проекта будет гораздо сложнее, если у студента отсутствует четкое понимание того, какую цель он преследует в своем проекте и такие задачи перед ним стоят.

Как правильно сформулировать цель курсовой работы?

Цель — это тот результат, который хочет достичь студент в своей курсовой работе. Формируется из анализа и проведенных исследований. Ее чаще прописывают в конце, так как после полного написания работы легче отразить смысл, которому следовал автор. Помимо результата, она также должна отражать процессы. Это могут быть анализ, сопоставление данных, расчеты.

  1. Цель должна быть оправданной, в ней должен отражаться тот результат, которого студент хочет достигнуть.
  2. В ней заключается суть проблемы, для решения которой подбираются различные методы.
  3. Выраженная степень влияния. Формулировка должна отражать, насколько остра проблема для современного мира.
  4. Поставленная цель зависит от выбранной темы и от объекта исследования.

Так, целями курсовой выступают:

  • Закрепление полученных студентом знаний, их систематизация.
  • Выработка навыков изучения научной литературы, использование полученных знаний при решении проблем.
  • Проверка качества освоения учебного материала.
  • Приобретение навыков формулирования мыслей.
  • Изучение современных научных тенденций.
  • Прививание умения анализировать полученные знания.

В зависимости от объекта исследования, целями также могут быть:

  1. Изучение особенностей конкретного явления.
  2. Разработка методики поиска решения проблем в изучаемой области.
  3. Установление причинно-следственной связи.
  4. Установление взаимосвязи между двумя понятиями.
  5. Сопоставление и поиск закономерностей между несколькими процессами.

Вспомогательные фразы для постановки цели

При постановке цели часто используются стандартные глаголы. Вот примеры некоторых научных клише:

  • Изучить;
  • Обосновать;
  • Провести анализ;
  • Освоить;
  • Обобщить;
  • Доказать;
  • Определить;
  • Разрабатывать;
  • Установить.

Примеры формулировок с использованием этих глаголов

«Изучить возникновение и тенденции развития НДС в России, определить его экономическую роль в отечественной системе налогообложения».

«Обосновать эффективность нормативного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции».

«Изучить классификацию, этиологию, патогенез, морфофункциональные особенности организма».

«Провести анализ точек зрения разных авторов по вопросу морфофункционального развития детей-дошкольников».

«Освоить навыки инженерного подхода к решению конкретных технических задач».

«Обобщить совокупность теоретических подходов к проблеме взаимосвязи социальной политики».

ВАЖНО!!! При формулировании цели не использовать отглагольных существительных, например: Выявление, изучение, разработка, обоснование и т. п.

При постановке цели не рекомендуется использовать следующие фразы:

  • Верить в…;
  • Быть осведомленным;
  • Минимизировать;
  • Максимизировать;
  • Насколько возможно;
  • Возможно;
  • Умело;
  • По высшему разряду;
  • Помощь и поддержка;
  • Понимать;
  • Ознакомится с…;
  • Развивать понимание;
  • Прилагать усилия;
  • Так хорошо, насколько;

Частые ошибки при постановке цели:

  1. Цель поставлена так, что исследование, проводимое в курсовой работе, не позволяет ее достигнуть.
  2. Слишком размытая формулировка цели, ее достижение трудно оценить.

Как сформировать задачи курсовой работы?

Для достижения результата автор должен сформировать некие этапы, представляющие собой сбор данных, исследование и анализ источников, наблюдение, проведение расчетов. Эти этапы являются задачами курсовой работы.

Именно их успешное выполнение приведет студента к поставленной цели.

Чем задачи отличаются от цели?

При написании курсовой очень важно понимать разницу между целью и задачами проводимого исследования. Их правильное разграничение обеспечит успешное выполнение работы.

Цель – это образное представление того, чего хочет добиться автор в своем научном труде. Для реализации необходимо пройти определенный путь. И пройти его можно, лишь поставить перед собой правильные задачи. Их, в отличие от цели, может быть несколько.

Эти формулировки также представляют собой план работы, и отражают ее структуру.

Одна-две направлены на теоретическую составляющую: изучение материала, сбор и анализ данных, их сравнение, сопоставление.

Остальные – на практическую, проведение расчетов, экспериментов, разработка примеров.

Как писать задачи?

Можно выделить четыре типа, в зависимости от действий, которые собирается выполнить студент:

№1

Первый тип, вне зависимости от особенностей курсовой исследования, формулируется всегда одинаково. «Рассмотреть понятие, сущность и виды…», «Изучить академическую литературу…».

№2

Вторая дает разъяснения сущности понятий, для них используются слова «Раскрыть», «Исследовать» и т. д.

№3

Далее следует поиск взаимосвязи теоретических данных с практическим применением.

№ 4

Рекомендации автора по исследуемой теме, какой вклад внес автор в изучение проблемы и какие нашел решения.

От постановки задач зависит не только результат, но и дальнейшая структура работы: название глав, параграфов и их содержание.

Многие российские высшие учебные заведения придерживаются общепринятому правилу: «Задачи формируются по наименованию глав и их количеству». В примеру, если первая глава называется: «Понятие незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ», то и один из этапов должна звучать примерно так:

«Рассмотреть правовые нормы, противодействующие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ».

Также разделы курсовой работы и задачи должны быть соотнесены по количеству. Какое их количество прописано во введении, столько их и должно быть раскрыто в ходе написания и подведения итогов. Поэтому их не должно быть слишком много, так как есть риск не раскрыть некоторые, или раскрыть в недостаточной степени. Поэтому от трех до пяти вполне достаточно.

Глаголы, наиболее часто используемые при формулировании задач:

  • Выявить;
  • Рассмотреть;
  • Определить;
  • Систематизировать;
  • Сравнить;
  • Составить;
  • Сформулировать;
  • Проследить;
  • Проверить;
  • Рассмотреть;
  • Раскрыть;
  • Описать;

Примеры задач с использованием слов — клише

«Изучить феномен бессознательного в учении Зигмунда Фрейда».

«Раскрыть сущность понятия «кризис банковской системы».

«Проанализировать эндогенные и экзогенные факторы заболеваний».

«Оценить методы профилактики сосудистых заболеваний».

«Выявить проблемы разграничения полномочий между арбитражными судами и судами общей юрисдикции».

«Определить особенности коммерческой деятельности в розничной торговле».

Типичные ошибки, с которыми сталкиваются студенты при написании курсовой работы:

  1. Поставленные задачи не ведут к реализации заданной цели курсового проекта;
  2. Их ошибочная подмена на методы исследования, например: «Провести эксперимент»
  3. Они повторяют цель исследования.
  4. Они не соответствуют структуре и содержанию.

Не хотите писать работу сами? Отправьте запрос в форме ниже и получите расчет стоимости:


alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Оставьте комментарий